МКОУ "Приупская СОШ"
п. Приупский
  • Ветераны педагогического труда

    Школа моей жизни: из воспоминаний Моор Владимира Ивановича

    В молодые годы я никогда бы не поверил, что мне случится всю жизнь проработать учителем!  Сначала я пытался поступить в политехнический институт, хотел быть инженером, но баллов не хватило. Пришлось идти работать на шахту, где проработал год, а затем решил попробовать силы на факультете иностранных языков в Тульском государственном педагогическом институте. Я выбрал немецкий и английский языки для изучения. Английским заниматься было тяжело, и в итоге я почти не преподавал его. Знаменательным для меня событиям стало то, что после поступления в институт я получил паспорт! В то время я был очень слабым, нездоровым, так как полуголодное детство оставило свой след. В институте я стал заниматься легкой атлетикой. Мой тренер - Борис Семенович Дэйч - мой лучший врач, он сделал из меня настоящего спортсмена, многоборца. И поэтому из института я вышел настоящим мужчиной!

    Окончив институт в 1960 году, я был направлен в Кимовский район. По основному предмету право преподавания давалось в старших классах, по дополнительному - в начинающих. Получилось так, что английский язык я практически и не вел никогда. Моя супруга Людмила Николаевна, которая закончила институт на год позже меня, тоже была направлена в Кимовский район в школу, где я трудился. Через некоторое время мы переехали в поселок Приупский, так как здесь проживали наши родственники.

    C:\Users\droga\Downloads\photo_5451986032359763564_y.jpg

    Мы были первыми, кто переступил порог новой школы, когда её только построили в 1952 году. Для меня это здание стало родным домом на почти полвека. Я вошёл туда юношей, полным энергии и знаний, и покинул уже пожилым человеком, оставив за плечами целую эпоху.

    Первым директором школы был Николай Иванович Селезнёв, фронтовик, молодой и энергичный. Он носил военную форму, и уважение к нему в посёлке было огромным.  Николай Иванович оставил глубокий след в моей судьбе. Он был не только первым директором, но и моим наставником. Для меня он был как отец родной, моя жизнь во многом с ним связана. Во-первых, он был моим учителем, вот как пришел после института в военной форме и преподавал у нас историю. Николай Иванович следил за мной и поддерживал меня, когда я учился в институте. Приглашал меня в школу, я часами просиживал у него в кабинете, учился у него. Именно благодаря ему я начал работать в Приупской школе, которая изначально называлась Миленинской школой.

    Школьный двор тогда ещё пустовал — деревья не успели вырасти, а вокруг стоял старый деревянный забор. Учителя встречали нас прямо во дворе, ведь полы внутри ещё не высохли. Вместе с учениками мы принимали участие в строительстве школы: помогали строить пристройку к спортзалу, стелили полы и делали мелкий ремонт.

    В летние месяцы нас, вместе с обучающимися, отправляли на трудовую практику. Мы засыпали территорию вокруг школы щебнем, укрепляя фундамент, выполняли ремонтные работы. Я своими руками делал помосты в кабинете физики и химии, выполнял многие другие работы, как и многие учителя, таким образом, и участвовал в благоустройстве школы. В те годы считалось важным иметь в школах крольчатники, и мы даже построили, хотя они просуществовали недолго. 

    Учителей было много, и учеников тоже. В 60-е годы в школе обучалось до 1300 человек, и места катастрофически не хватало. Занятия шли в три смены. Рядом находился барак, где занимались младшие классы, а вечером работала вечерняя школа.

    Первый класс, которым я руководил, состоял из 43 учеников. Возрастной период 12–13 лет — самый сложный, и дисциплина требовала жёсткости. Молодые ребята уважали меня, возможно, потому что я был мужчиной и меня немного побаивались, но некоторые из них проявляли непоседливость. Со временем самые активные ученики стали моими близкими друзьями, понимая, что вся строгость была ради их блага.

    Поначалу я вел немецкий язык и немного английский. Как-то раз в нашей школе уволился учитель географии и этот предмет стали вести историки. Вскоре мне предложили преподавать географию, и я согласился, так как эта область знаний меня всегда радовала. Впоследствии я поступил на географический факультет Московского заочного института и окончил его в 1968 году. Практику проходил в трёх республиках Советского Союза, объездив страну вдоль и поперек.

    С годами я понял, насколько уникальна профессия учителя. Куда бы я ни пошёл, везде встречаются знакомые лица. Даже сейчас, идя по посёлку, я стараюсь приветствовать каждого, хотя зрение уже подводит. Многие ученики стали настоящими друзьями, несмотря на мою строгость в юности. Строгость была необходима, особенно с непослушными детьми, но именно они впоследствии становились самыми преданными.

    Были случаи, которые запомнились навсегда. Однажды я потерял ученика в поле. Парень был исполнительным и послушным, и я доверил ему сопровождать машину. Когда автобус вернулся без него, началась паника. Оказалось, что он отправился домой пешком, и, к счастью, благополучно добрался.

    Воспоминания о работе в школе вызывают смешанные чувства. Труд учителей нелёгок, но взамен ты получаешь благодарность и уважение. Несмотря на все трудности, я никогда не жалел о своём выборе. Работа в школе — это творчество, которое требует полной отдачи.

    Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что моя жизнь сложилась удачно. Быть учителем — значит постоянно учиться самому и делиться знаниями с другими. Я горжусь тем, что смог внести вклад в воспитание многих поколений учеников, которые теперь живут полноценной жизнью

    .

    Сейчас, когда пропускаешь через себя всю свою жизнь, можно сказать, что это однозначно приятные воспоминания. Что было плохого в моей жизни, то забылось. Дитя войны, голодал до такой степени, что нельзя было двигаться…. Это забывается. Остаются только теплые, хорошие воспоминания. Поэтому мой завет подрастающему поколению - историю надо знать! Историю своей семьи, своего поселка, своей страны - знать и передавать своим детям и внукам.

    Гринева Валентина Анисимовна

    Родилась Валентина Анисимовна  12 января 1947 года. Когда ей исполнилось 5 лет, семья переехала в п. Приупский. 

    В 1954 году пошла учится в 1 класс в Милененскую школу и закончила  здесь 11 классов. Валентина Анисимовна сначала сдавала экзамены в Тульский педагогический институт, но не прошла по конкурсу, поэтому она пошла работать на шахту, на погрузку. Валентину Анисимовну звали работать в детский сад, но она отказалась. 

    Спустя год, в 1966 году, Валентина Анисимовна отправилась в Белгород, на родину родителей, и поступила Белгородский педагогический институт на факультет иностранных языков, где обучалась по специальности «Иностранные языки (немецкий, французский языки)». 

    По окончании института в 1971 году,  Валентина Анисимовна стала работать в селе Кощеево Белгородской области. Проработала здесь 8 лет, за это время вышла замуж и родила ребенка. Приехав в поселок, Валентина Анисимовна стала работать в Сеченской школе учителем немецкого языка.

     

    В 1985 году Валентина Дмитриевна Перцева, двоюродная сестра Валентины Анисимовны, предложила ей должность учителя немецкого языка и рисования  в МКОУ «Приупская СОШ».

    Быть учителем  Валентина Анисимовна мечтала с малых лет. Примером для нее была первая учительница - Орлова Валентина Васильевна. Валентина Анисимовна очень любила общаться с детьми в неформальной обстановке, прививая им любовь к родному краю. Ребята вместе со своим классным руководителем часто ходили в походы, любуясь красотой природы.

    Выпускники часто звонят своему классному руководителю, чтобы рассказать о себе и, конечно же, спросить как дела и здоровье  у Валентины Анисимовны. 

    Форат Нина Васильевна

    Из воспоминаний Нины Васильевны

    «Я работаю в МКОУ «Приупская СОШ» учителем начальных классов вот уже 40 лет.

    Немного о себе: родилась я в г. Тула. Тогда мои родители: Назаров В.Е и Назарова Р.Н., уроженцы Орловской области, приехали на завод работать. Отец с матерью пережили очень трудные времена. Были угнаны во время войны в Германию (тогда всех молодых угоняли на работу в Германию). Но до Германии их не довезли. Они были остановлены в Белоруссии и жили в лагере для военнопленных 4 месяца. Их освободили советские войска и они вернулись в родные места. Отца призвали в армию по окончанию войны. После армии мои родители поженились.

    Они малолетние узники концлагерей. 

     

    Как и все молодые семьи они уезжали на поиски заработков. Так они оказались в г. Тула. Кругом по области открывались шахты. И отец решил поехать работать на шахту. Так мы оказались в п. Приупский, где прожили всю свою жизнь. 

     

    Я пошла в школу. Тогда это было одно здание. Детей было много. Одна школа не вмещала этого количества детей и мы учились в бараке, который находился слева от школы. Учащихся классов было 4 параллели, по 35-37 человек. Я училась в классе «Г». Моей первой учительницей была Фатьянова Лидия Ивановна. Она миниатюрная, очень красивая, доброжелательная. Я очень её любила. И, наверное, тогда у меня зародилось желание стать учителем.

    В 1970 году я закончила 8 классов. На фотографии мой класс 8 «Г» с нашим классный руководителем Широковой Ольгой Васильевной.       Все носили единую форму, на груди комсомольский значок.  Через 2 года 10-ый класс – выпускной. 

    На фото наш классный руководитель Педченко Александра Ивановна и военрук. Классы большие,  учеников много. Весело очень жили, дружно. Помню всех учителей: директора Селезнева Николая Ивановича, строгого, но справедливого. Он руководил постройкой второго школьного здания, где сейчас учится начальная школа. Селезнева Надежда Андреевна (его жена), она преподавала физику, Ковальчук Евгения Михайловна, учитель литературы и русского языка. Когда я пришла в школу работать, она стала моим наставником. Я многому у неё научилась. И, по сей день я благодарна ей. Моор Владимир Иванович, учитель немецкого языка и географии, его жена Моор Людмила Ивановна, учитель математики. Таких грамотных, можно сказать настоящих педагогов, я больше не встречала. Гринева Валентина Анисимовна, учитель немецкого языка и ИЗО, Никонорова Валентина Васильевна, учитель французского языка. Романова Антонина Ивановна, учитель начальных классов. Тогда она была парторгом и меня готовила в члены партии. Впоследствии, я тоже была парторгом. Ряжечкина Валентина Михайловна и Комарова Валентина Андреевна, учителя начальных классов. С ними я долго работала также учителем начальных классов. Набиралась у них опыта, мастерства. Лукьянова Варвара Александровна и Миля Корнеевна Тимохина, учителя труда. У них я научилась шить. И сама впоследствии вела швейный цех. Мы сшили для детей различную одежду, помогали мамам, которые работали на фабрике МПШО «Смена». К нам приезжал корреспондент газеты «Маяк» и брал интервью. Написал статью и сфотографировал нас. Газету эту берегу по сегодняшний день.

     

    Немного ещё об учёбе. Поступила в 1972 г. в Чернское пед. училище. Через 4 года окончила его. По распределению работала в Чернском районе в Ёржинской школе. Проработала 2 года учителем математики и воспитателем группы продленного дня.  В это время ещё училась заочно в Тульском педагогическом институте на физико-математическом факультете. Потом вышла замуж. Вернулась в поселок. Через полтора года, после рождения первого сына, работала воспитателем в д/с в п. Головлино. Затем на фабрике «Смена», сначала секретарем у начальника фабрики Матушевской П.С., а потом мастером раскройного цеха. Да, и ещё парторгом.

    И вот освободилось место в школе. Меня позвала директор школы, Перцева Валентина Дмитриевна. А я тогда училась в Московском институте текстиля и легкой промышленности, на 2-ом курсе. Бросила институт, поступила в педагогический. институт и ушла в школу. Это было мое место. Хотя меня прочили в директора фабрики. Но… Видно это не мое.

    И вот, с 22.09.1986 года я работаю в МКОУ «Приупская СОШ» учителем начальных классов. Среди учеников многие закончили высшие учебные заведения. Есть и инженеры и врачи, юристы. И, конечно, учителя. Две мои ученицы Шабунина (Царёва) Елена Владимировна и Саватеева (Ермакова) Ульяна Сергеевна работают в нашей школе. Говорят: «Научи ученика учиться,  чтобы было кому учить!». У меня это получилось. Я горжусь своими выпускниками и рада, когда они добиваются успехов. 

    Сейчас работаю в коллективе молодых, энергичных учителей. Стараюсь соответствовать!»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике