В молодые годы я никогда бы не поверил, что мне случится всю жизнь проработать учителем! Сначала я пытался поступить в политехнический институт, хотел быть инженером, но баллов не хватило. Пришлось идти работать на шахту, где проработал год, а затем решил попробовать силы на факультете иностранных языков в Тульском государственном педагогическом институте. Я выбрал немецкий и английский языки для изучения. Английским заниматься было тяжело, и в итоге я почти не преподавал его. Знаменательным для меня событиям стало то, что после поступления в институт я получил паспорт! В то время я был очень слабым, нездоровым, так как полуголодное детство оставило свой след. В институте я стал заниматься легкой атлетикой. Мой тренер - Борис Семенович Дэйч - мой лучший врач, он сделал из меня настоящего спортсмена, многоборца. И поэтому из института я вышел настоящим мужчиной!
Окончив институт в 1960 году, я был направлен в Кимовский район. По основному предмету право преподавания давалось в старших классах, по дополнительному - в начинающих. Получилось так, что английский язык я практически и не вел никогда. Моя супруга Людмила Николаевна, которая закончила институт на год позже меня, тоже была направлена в Кимовский район в школу, где я трудился. Через некоторое время мы переехали в поселок Приупский, так как здесь проживали наши родственники.
Мы были первыми, кто переступил порог новой школы, когда её только построили в 1952 году. Для меня это здание стало родным домом на почти полвека. Я вошёл туда юношей, полным энергии и знаний, и покинул уже пожилым человеком, оставив за плечами целую эпоху.
Первым директором школы был Николай Иванович Селезнёв, фронтовик, молодой и энергичный. Он носил военную форму, и уважение к нему в посёлке было огромным. Николай Иванович оставил глубокий след в моей судьбе. Он был не только первым директором, но и моим наставником. Для меня он был как отец родной, моя жизнь во многом с ним связана. Во-первых, он был моим учителем, вот как пришел после института в военной форме и преподавал у нас историю. Николай Иванович следил за мной и поддерживал меня, когда я учился в институте. Приглашал меня в школу, я часами просиживал у него в кабинете, учился у него. Именно благодаря ему я начал работать в Приупской школе, которая изначально называлась Миленинской школой.
Школьный двор тогда ещё пустовал — деревья не успели вырасти, а вокруг стоял старый деревянный забор. Учителя встречали нас прямо во дворе, ведь полы внутри ещё не высохли. Вместе с учениками мы принимали участие в строительстве школы: помогали строить пристройку к спортзалу, стелили полы и делали мелкий ремонт.
В летние месяцы нас, вместе с обучающимися, отправляли на трудовую практику. Мы засыпали территорию вокруг школы щебнем, укрепляя фундамент, выполняли ремонтные работы. Я своими руками делал помосты в кабинете физики и химии, выполнял многие другие работы, как и многие учителя, таким образом, и участвовал в благоустройстве школы. В те годы считалось важным иметь в школах крольчатники, и мы даже построили, хотя они просуществовали недолго.
Учителей было много, и учеников тоже. В 60-е годы в школе обучалось до 1300 человек, и места катастрофически не хватало. Занятия шли в три смены. Рядом находился барак, где занимались младшие классы, а вечером работала вечерняя школа.
Первый класс, которым я руководил, состоял из 43 учеников. Возрастной период 12–13 лет — самый сложный, и дисциплина требовала жёсткости. Молодые ребята уважали меня, возможно, потому что я был мужчиной и меня немного побаивались, но некоторые из них проявляли непоседливость. Со временем самые активные ученики стали моими близкими друзьями, понимая, что вся строгость была ради их блага.
Поначалу я вел немецкий язык и немного английский. Как-то раз в нашей школе уволился учитель географии и этот предмет стали вести историки. Вскоре мне предложили преподавать географию, и я согласился, так как эта область знаний меня всегда радовала. Впоследствии я поступил на географический факультет Московского заочного института и окончил его в 1968 году. Практику проходил в трёх республиках Советского Союза, объездив страну вдоль и поперек.
С годами я понял, насколько уникальна профессия учителя. Куда бы я ни пошёл, везде встречаются знакомые лица. Даже сейчас, идя по посёлку, я стараюсь приветствовать каждого, хотя зрение уже подводит. Многие ученики стали настоящими друзьями, несмотря на мою строгость в юности. Строгость была необходима, особенно с непослушными детьми, но именно они впоследствии становились самыми преданными.
Были случаи, которые запомнились навсегда. Однажды я потерял ученика в поле. Парень был исполнительным и послушным, и я доверил ему сопровождать машину. Когда автобус вернулся без него, началась паника. Оказалось, что он отправился домой пешком, и, к счастью, благополучно добрался.
Воспоминания о работе в школе вызывают смешанные чувства. Труд учителей нелёгок, но взамен ты получаешь благодарность и уважение. Несмотря на все трудности, я никогда не жалел о своём выборе. Работа в школе — это творчество, которое требует полной отдачи.
Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что моя жизнь сложилась удачно. Быть учителем — значит постоянно учиться самому и делиться знаниями с другими. Я горжусь тем, что смог внести вклад в воспитание многих поколений учеников, которые теперь живут полноценной жизнью
.
Сейчас, когда пропускаешь через себя всю свою жизнь, можно сказать, что это однозначно приятные воспоминания. Что было плохого в моей жизни, то забылось. Дитя войны, голодал до такой степени, что нельзя было двигаться…. Это забывается. Остаются только теплые, хорошие воспоминания. Поэтому мой завет подрастающему поколению - историю надо знать! Историю своей семьи, своего поселка, своей страны - знать и передавать своим детям и внукам.